Личная страница преподавателя Маркевич Ларисы Ивановны
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (В.А. Сухомлинский)
----------------------
Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает. (А. Гофман)
Образование, наименование учебного заведения, специальность по образованию | Высшее – Воронежский государственный институт искусств; специальности: концертный исполнитель, солист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель. Ассистентура-стажировка Саратовской государственной консерватории имени Собинова по специальности «концертный исполнитель». |
Должность, по которой преподаватель работает в данном учреждении | Преподаватель фортепианного отделения |
Место работы | МКУ ДО «Латненская ДШИ» |
Общий стаж работы | 41 год |
Стаж педагогической работы | 41 год |
Стаж работы в должности | 24 года |
Стаж работы в этом учреждении | 24 года |
Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения) | Высшая квалификационная категория, 2015г. |
Достижения учеников | 8 Дипломов лауреатов Международных конкурсов. |
Наличие ученой степени | - |
Контактные телефоны: рабочий, домашний, сотовый | Рабочий: +7727362770 |
Персональный сайт педагога или личная страница на сайте образовательного учреждения |
«Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте,
обучающийся... должен уже духовно владеть какой-то музыкой:
так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе
и слышать своим слухом». (Г.Нейгауз)
Мои ученики-лауреаты:
Данная страница создана 25.11.19
Непоколебимое положение современного фортепиано основано на универсальном его применении для домашнего усвоения почти всех сокровищ музыкальной литературы.
(Макс Вебер)
Ребёнок – и музыка
( или зачем мы учим детей музыке)
Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека
Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она помогает человеку познавать мир и себя в этом мире. Музыка обладает уникальными коммуникативными свойствами, о которых люди знали ещё с древних времён. Вот некоторые высказывания знаменитых личностей.
«Музыка — истинная всеобщая человеческая речь». (Карл Вебер)
«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем». (Эдвард Григ)
Особенность этой музыкальной речи «без слов» состоит в том, что «Музыка — это в звуках выраженная жизнь души». (А. Н. Серов). Ту же мысль мы читаем и у многих других выдающихся мыслителей и деятелей искусства, например у Бертольда Ауэрбаха: «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».
О таинственной, загадочной силе воздействия музыки на человеческую душу, т.е., об этическом влиянии музыки на человека с древних времён говорили многие мыслители, писатели, поэты, философы (введшие понятие «философия музыки»).
«Музыка облагораживает нравы». ( Аристотель)
«Музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель)
«Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания душ». (Фредерик Стендаль)
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». (Ромен Роллан)
Конечно же, речь здесь идёт о музыке классической , наполненной глубоким смыслом, высоким и искренним чувством , ярко и талантливо написанной её автором. Только такая музыка способна живить человека – и не только его душу, но и тело. Учеными доказано, что чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Классика благотворно влияет
как на физическое, так и на моральное состояние человека.
Поэтому в мировой медицине успешно существует направление «музыкотерапия», в котором лечение самых разных болезней осуществляется при помощи классической музыки.
Именно высокая классическая музыка поднимает человека над обыденностью «вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».(Бертольд Ауэрбах), , «показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе» (Р. У.Эмерсон).
Именно она «воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон)
«Музыка доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие». (Томас Карлейль)
А композитор Г. Берлиоз дополняет ко всему сказанному: «Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств».
В связи с этим понятен вывод писателя Л.Н. Толстого:
«Музыка — высшее в мире искусство».
Поэтому именно классическая музыка занимает особое, место в формировании личности ребенка, его мироощущения, мышления и воображения, в становлении понятия «вкуса»
и развития его природного творческого начала.
Музыкальное обучение способствует раскрытию самых глубоких и тонких струн детской души, развивает в детях внимание, наблюдательность, сообразительность, заставляет их мыслить, включать волю и фантазию. Благотворная роль музыки в формировании духовного облика ребенка, его личности уникальна!
Именно поэтому детям нужна музыка, и чем раньше произойдёт их знакомство с ней,
тем лучше!
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, переживаний и мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее!». (Д. Д. Шостакович)
Данная страница создана 23.03.2020
Мелодия души
«Музыка — это в звуках выраженная жизнь души». (А. Н. Серов).
Мелодия души у всех своя
И в уникальности неповторима,
Поёт душа, страдая и любя,
В ней жажда музыки неутолима.
Летит напевом нежным в небеса,
И лишь мечте всегда она подвластна,
Своей святою верой в чудеса
Так тонко — трепетна и так прекрасна!
Мелодия души — как океан,
Безмерной глубиною поражает,
Как в храме пробудившийся орган
Все уголки собою заполняет.
В ней столько прелести и красоты!
Мы с ней мудрей и чувствами богаче,
В гармонии так много чистоты,
Когда в душе Любовь поёт и плачет.
(Светлана Пугач)
Б Р А В О, юные пианисты!
Ещё 2 Диплома моих учеников - Лауреатов Международного Конкурса.
( По итогам 2019 – 2020 учебного года)
Международный конкурс «Хрустальное сердце мира» 14 декабря 2019 года
Играет Кравец Алёша – 8 лет ,
двукратный Лауреат Международных Конкурсов !
Диплом Лауреата: ХСМ -14.12.2019 Кравец Алексей - 8 лет!
Играет Чистякова Соня – 12 лет, пятикратный Лауреат Международных конкурсов!
Диплом Лауреата: ХСМ, 14.12.2019 Чистякова Софья - 12 лет!
Музыка – это естественный, искренний и наполненный глубоким содержанием язык души. Музыка будет существовать всегда, пока будет существовать человек как творение Божие, пока человек будет сохранять в себе подобие Божие!
Данная страница создана 15.06. 2020 г.
С новым учебным годом, юные пианисты!
Начало - дело такой огромной важности,
что тут хорошо только самое лучшее.
И. Гофман (гениальный пианист XX века)
Занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно
воздействуют на их психологическое состояние.
Музыка не только способствует общему развитию,
но и обладает целебными свойствами
В музыкальном магазине
Мы сегодня неспроста.
Покупаем пианино,
Наконец сбылась мечта!!!
Разовью свои таланты,
Буду ноты изучать.
Стану юным музыкантом,
Чтоб на сцене выступать.
А пока, расправив плечи,
Чтоб без дела не скучать.
Маме с папой каждый вечер,
Буду Моцарта играть.
(Смайлз Д.)
— Нам купили пианино! –
Говорит сестрёнка Нина,
— Нам купили фортепьяно! –
Говорит сестрёнка Яна.
Спорит Нина,— Пианино!
Спорит Яна,— Фортепьяно!
Спорит Яна, спорит Нина,
— Фортепьяно! Пианино
Их попробуй, разними, —Си, ля, соль, фа, до, ре, ми!
Есть диез, и есть бемоль, —До, ре, ми, фа, си, ля, соль!
Вот играть садится Нина,
И играет пианино.
Вот играть садится Яна,
И играет фортепьяно.
Вот бы им ужиться в мире
И играть руки в четыре!
(Боголюбова А.)
Страница создана 07.09.2020 г.
Музыка зимы
«Игра на фортепиано — движение пальцев;
исполнение на фортепиано — движение души…»
(А.Г. Рубинштейн)
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
Лыжнею припорошенной,
Волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
(И. Черницкая)
ДАЙТЕ ДЕТЯМ МУЗЫКУ –
спасательный круг в современном мире компьютерных технологий и гаджетов!
В современном мире массовой компьютеризации, головокружительных нанотехнологий, гаджетов есть 2 стороны медали:
1) Достижения интернет технологий во многом облегчили нашу жизнь, расширили человеческие возможности. 2) Но одновременно привнесли с собой ряд проблем, в частности, появился термин «интернет зависимые люди».
Особенно опасна эта зависимость для неокрепшей детской психики и организма. Компьютер называют драконом, питающимся детскими душами. И медики считают компьютерный синдром «болезнью, которая тяжело лечится».
Причем развивается она постепенно и незаметно. Детская психика неустойчива, не сформирована, и на детях негативное воздействие компьютера более выражено, чем на взрослых.
Что же делать? Что может спасти наших детей?
1)Прежде всего, ограничить время «общения» детей с компьютером;
2)Приобщить детей к миру музыки через обучение их в школе искусств!
Ведь музыка обладает целебной силой, имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его духовного мира, эмоциональности и интеллекта. Она позволяет детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе и ко всему окружающему.
Ученые выяснили, что классическая музыка прекрасно влияет на математические способности ребенка, на развитие логики.
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает терпение,
усидчивость и силу воли, дает особое видение окружающего мира.
Вот почему музыка – это спасательный круг для детей в мире современных технологий, гаджетов и компьютерных новинок.
По чёрно-белым клавишам рояля,
Мелодию настойчиво ища,
Как бабочка, блистательно порхает,
На клавишах поёт твоя душа.
По чёрно-белым клавишам рояля
Играешь, выражая чувств фонтан.
Со временем потом душа узнает,
Как из фонтана создан океан.
(С. Майер)
Данная страница создана 02.12.2020 г.
«Его Величество – РОЯЛЬ»!
Рояль – концертный инструмент.
Его название в переводе с французского означает «королевский».
Рояль и пианино – это разновидности фортепиано.
Пианино (в переводе с итальянского), значит, маленькое фортепиано.
„Колоссальный фрибургский орган не издаёт таких могучих, величественных звуков, как это пианино под пальцами ясновидца. Музыка пылающими стрелами вонзалась мне в грудь и — странная вещь — скоро мне стало казаться, что мелодия исходит из меня. Мои пальцы скользили по невидимой клавиатуре, рождая звуки голубые, красные, подобные электрическим искрам. Душа Вебера воплотилась в меня“.
(Теофиль Готье - французский поэт и критик романтической школы - 1811 – 1872).
Из истории фортепиано
Предшественниками фортепиано были тоже клавишно-струнные инструменты.
Первым клавишным инструментом, у которого имелись струны, был клавикорд. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но его звук был слишком тихим и мягким для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Тем не менее, клавикорд все же позволял усиливать и уменьшать силу звука.
Другой предшественник современного фортепиано – это большой клавишный инструмент крыловидной формы с диапазоном до 5 октав.
Во Франции он назывался «клавесин», в Англии – «арпсихорд», в Германии – «кильфлюгель», а в Италии – «чембало».
Чудесный голос клавесина,
Как башмачок из хрусталя,
Что потерялся ночью синей
На торжестве у короля.
В нем прелесть сказочного бала,
Старинных танцев дивный звук.
Как жаль, что это все пропало
По волшебству чьему-то вдруг.
Уже давно пером гусиным
Никто не пишет новых пьес.
Для бальных танцев с клавесином,
К несчастью принцев и принцесс.
(Галина Дядина)
Данная страница создана 15.03. 2021 г.
Здравствуй, лето!
Юные пианисты отлично выступили на концертах, открытых уроках и успешно сдали переводные экзамены.
Позади – период усердного труда, радости творчества и ярких музыкальных достижений!
Впереди – весёлые летние каникулы, время отдыха,
путешествий, новых встреч и впечатлений!
И рядом с детьми неразлучным другом и помощником всегда будет МУЗЫКА.
Почему? - Да потому что
в музыке каждый находит свое отражение.
- И ещё потому, что жить без музыки — это, как дышать без воздуха.
Ведь что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
И что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней, Потому что музыка у нас в сердцах!
Данная страница создана 05.06.2021 г.
С Новым Музыкальным учебным годом!
«Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе».
(Галилео Галилей)
Высказывания детей о музыке.
«Музыка – это прекрасно. Нет на земле человека, который не любил бы музыку. Она, то льется, как весенний ручеек, то ласковая, как теплое солнышко».
«Я часто исполняю прекрасную музыку. Участие в концерте – это всегда и радость, и волнение. Перед выступлением я даже немного боязлива. Кажется, если одну ноту сыграю неверно, то вся пьеса не удалась. Но после концерта настроение всегда хорошее.
Я играла красивую музыку. Волнение позади. В зале вижу счастливые лица слушателей, среди которых всегда мои родители, учителя и одноклассники».
«Я думаю, что музыка играет важную роль в жизни каждого человека. Она приносит людям радость. А когда в душе грусть, музыка утешает, врачует душу. Каждый человек выбирает в музыке то, что ему близко и понятно».
«Очень отличается музыка в записи от музыки, которая исполняется «вживую». Я думаю, послушав «живую» музыку в концертном зале, ни один человек не останется равнодушным, потому что каждая клеточка твоего тела наполняется ощущением восторга. Хочется встать и аплодировать, аплодировать, аплодировать, тем самым благодаря тех, кто вложил в это всю свою душу, все свои силы».
А вы знаете?..
что полные названия нот были изобретены итальянцем
Гвидо д’Ареццо?
И вот их полные имена:
— Do – Dominus – Господь;
— Re – rerum – материя;
— Mi – miraculum – чудо;
— Fa – familias рlanetarium – семья
планет, т.е. солнечная система;
— Sol – solis – Солнце;
— La – lactea via – Млечный путь;
— Si – siderae – небеса.
Музыка – это зеркало гения.
(К. Паустовский)
Тихая ночь. На рояле горит маленькая свечка. Луна уже протоптала себе дорожку на паркете. Ее маленький лучик прогуливается по полу. Вот он взобрался по ножке рояля наверх. Белая, белая, черная и опять белая – прыгает по клавишам, как школьница, играющая в классики.
Человек сидит за роялем.
И вокруг его чуткий слух уловил
едва различимую среди ночных шорохов
и звуков мелодию. Постепенно, как «Болеро»,
она приближается откуда-то издалека,
но музыка совсем иная, завораживающая.
…А в окне печально улыбалась луна, и звезды, казалось, двигались в такт музыке.Кончики пальцев чувствуют ноты, и струны послушно повторяют мотив. Пальцы прыгают по клавишам, как совсем недавно по ним прыгал, играя, лучик. А он уже присел на краешек рояля и замер, впитывая, в упоении, мир чудесных звуков.
…Необыкновенная мелодия тихо проникла в комнату. Поток звуков подхватил и закружил меня. Удивительная легкость тут же ворвалась в душу, покрыв прозрачной шалью все невзгоды.
И сразу стало необыкновенно радостно и хорошо, как будто бы в небе приоткрылось окошко, и из него полился свет, приносящий успокоение и полное удовлетворение жизнью. Это чувство смешалось с чувством огромной благодарности музыке за ее способность обновлять и обогащать душу.… Звуки медленно исчезали, унося за собой все проблемы дня. Сердце билось все чаще, а душе хотелось парить и повторять: «Как же люблю я тебя, музыка!».
Данная страница создана 03.09.2021 г.
Из истории пианизма
В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрёл первое фортепиано.
Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками.
Вот оно решение задачи!
В первую очередь, рост популярности фортепиано был связан с тем, что его предшественник клавесин издавал быстро затихающий звук, а это не позволяло играть legato. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука.
Отличие нового инструмента от распространенных до этого клавесинов и клавикордов заключалось в возможности изменять громкость. Сочетание громких (forte) и тихих (piano) звуков на одной клавиатуре дало название инструменту – ФОРТЕПИАНО.
Особенностью фортепиано явился и резонанс, за счет которого удавалось получать звук любой протяженности, благодаря наличию у инструмента специальных педалей для отрывистого звука и дляболее протяженного.
Кроме того, фортепиано обладало более сложной молоточковой системой по сравнению со своими предшественниками.
Фортепиано появилось в двух его разновидностях: рояль (в переводе – «Королевский») и пианино (в переводе – «маленькое фортепиано»).
В дальнейшем фортепиано совершенствовалось: улучшился клавишный механизм, увеличился диапазон, произошли изменения расположения струн и многое другое. И с конца 18 века началось триумфальное шествие по Европе идеального инструмента – фортепиано!
Рояль Моцарта
Лучшие мастера Европы начали заниматься изготовлением фортепиано. Проблему слабой репетиции удалось решить в 1823 году Себастьяну Эрару. Это позволило вывести фортепианную музыку на новый уровень.
Постепенно возникли фабрики, производящие фортепиано. Благодаря специализированному производству началось усовершенствование инструмента, прочно занявшего свое место в музыкальной культуре девятнадцатого столетия. В 19 веке фортепиано стало пользоваться большой популярностью в Европе, а затем и в России.
Новый инструмент с сильным звучанием и широкой гаммой динамических оттенков, способный воспроизводить лучшие и сложные мелодии, стал неизменным атрибутом дворянских усадеб и домов интеллигенции.
Уникальные выразительные возможности фортепиано, его универсальность привлекали к нему и великих композиторов, и любителей. Популярность его способствовала появлению большого количества великих исполнителей-пианистов, появлению знаменитых пианистических школ и великой русской школы пианизма.
Чуть только тронешь клавиши рояля,
Сейчас же тихо отзовётся он,
И не смолчит, мелодию рождая,
Наполнит звуками пустевший дом,
Польётся музыка сначала приглушённо,
Но с каждым взмахом будет всё сильней,
И зазвучит светло, непокорённо,
Душа взлетит в величии страстей,
И вдруг откроется такая сила,
Что нас в неведомое вовлекла,
Покажется, вся жизнь вокруг застыла,
Разверзнется тускнеющая мгла,
И сразу станет ясно, словно солнце
Ворвалось в мир возвышенный, большой,
На самом пике сил вдруг оборвётся...
И что- то станет вдруг с твоей душой...
( Н.И. Горецкая)
Данная страница создана 08.12.2021